Ярчайший художник эпохи Возрождения Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в семье дубильщика кож, и свое прозвище получил по наследству от старшего брата – толстяка (botticelli – бочонок), а при крещении будущий художник был назван пышно: Алессандро ди Мариано ди Ванно Филипеппи.

Безусловно, главным в становлении Сандро как художника было место его рождения – Флоренция, где он также получил хорошее образование: два года в мастерской ювелира (не оттуда ли его филигранный рисунок?), затем обучался живописи у фра Филиппо Липпи и пять лет в мастерской Верроккьо, где в это же время учился Леонардо да Винчи. Флоренция того времени была не только политическим и торговым центром, но и местом, где собрались лучшие поэты, философы, музыканты и художники кватроченто. Щедрые меценаты – правящая династия Медичи – всячески поощряла развитие искусств и ремесел.

Получив в 25 лет свой первый официальный заказ Боттичелли стал известен, что позволило ему войти в круг золотой молодежи при дворе Лоренцо Медичи «Великолепного». Он подружился с младшим братом и соправителем Лоренцо Медичи, Джулиано, блестящим молодым человеком, подражать  которому, было принято у светской молодежи Флоренции. Молодые люди проводили время в охотах, балах и турнирах в честь Прекрасной Дамы. Такой Прекрасной Дамой была Симонетта Веспуччи, признанная первая красавица Флоренции. Джулиано Медичи поклонялся ей, и, конечно же, вся свита разделяла его чувства. Поэты посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Симонетта стала музой и любимой моделью Сандро Боттичелли. Ее облик являют миру его Венеры и Мадонны, которым он неустанно придавал ее черты.

В 1472 году Боттичелли вступил в гильдию Святого Луки, что означало, что он стал свободным художником. Он открыл большую мастерскую и набрал подмастерьев. А уже в 1473 году художник написал прекрасную картину «Поклонение Волхвов» по заказу банкира Лами, на которой в виде волхвов и их свиты изобразил семейство Медичи, поэтов и философов из их свиты, заказчика Лами и самого себя в правом углу. Эта его работа произвела фурор. Историк живописи Вазари писал: «…это величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему удивляется».

Итак, к моменту написания картины «Венера и Марс» Боттичелли был очень успешен, знаменит, и имел множество заказов. За его плечами было создание знаменитых работ «Весна» и «Рождение Венеры», несколько изумительных Мадонн и фрески Сикстинской Капеллы, заказанные папой Сикстом IV. Но не все было безоблачно в жизни художника. В 1476 году умерла Симонетта, не дожив до 30 лет. Вслед за ней в 1478 году погиб Джулиано Медичи, заслонив собой брата от наемного убийцы, как настоящий рыцарь. Уходил «Золотой век» Лоренцо Великолепного. Наверное, поэтому герои произведений Боттичелли выглядят  исполненными светлой грусти и отрешенности.

Около 1485 года художник пишет две картины на мифологические сюжеты «Афина и кентавр» и «Венера и Марс». Обращение к античной мифологии характерно для Ренессанса, также как и опора на идеи Гуманизма – идеологии Возрождения. Значение светских аллегорий понятно: гармония между человеком и вселенной, достигнутая усилиями разума и духа, победа интеллекта и красоты над грубой силой и оружием. В картине «Афина и Кентавр» — торжество разума и красоты человеческого духа (Афина) над инстинктом и животными страстями (Кентавр). На таком же противопоставлении построена и композиция «Венера и Марса». Красота и разрушение, Любовь и Война, нежная Венера и свирепый Марс. Они лежат на фоне миртового сада (мирт – дерево Венеры), головами в разные стороны, демонстрируя единое целое, состоящее из противоположностей. Одетая в светское платье Венера немного печальная, но исполненная достоинства и сознания собственной силы. Усыпленный ею Марс почти полностью обнажен, могучее тело расслабленно, голова запрокинута. От глубокого сна его не может пробудить даже маленький сатир, трубящий в раковину Тритона над самым его ухом. Статичность фигур Венеры и Марса подчеркивают движения маленьких сатиров, надевших доспехи Бога Войны.

Смысл картины очевиден: победа Любви, красоты (в том числе духовной), гармонии над Войной, Хаосом, разорением. Эта идея, зародившаяся в недрах Гуманизма, проходит красной нитью через всю последующую историю, и находит свое отражение даже в лозунге хиппи: «Make love, not war!» (Занимайся любовью, а не войной). В картине «Венера и Марс» полностью проявились присущие творениям Боттичелли блестящая техника, тонкие оттенки красок, игра светотени и величественная гармония изображения. Композиция ее настолько совершенна, что легла в основу произведений младших современников художника Пьетро Козимо и Якопо Селайо, которые писали вариации на тему «Венеры и Марса».

Известность Боттичелли была огромна. Вазари писал: «Рисовал Сандро так хорошо и так много, что еще долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

Сандро Боттичелли прожил 65 лет. Не создал семьи. Не скопил денег. Умер в бедности в мае 1510 года, и был забыт, вопреки словам Вазари, скоро после смерти. Заново был открыт только в XIX веке.

В наше время именем Боттичелли назван кратер на Меркурии.