Величайший художник всех времен и народов Рафаэль Санти по прозвищу Урбинский родился накануне Пасхи (в Страстную субботу) 1483 года. И с самого рождения, всю жизнь, ему сопутствовало необычайное везение.
Для начала, ему повезло родиться в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти и поэтому, он получил прекрасное, по тем временам, образование. Отец, рано заметив удивительные способности сына, отдал его в обучение к знаменитому художнику Перуджино, где он не только обучался мастерству, но и помогал мэтру писать картины, что позволило ему вскоре заявить о себе как о художнике и зрелой личности. Уже в 17 лет он пишет первую свою самостоятельную картину «Святой Николай Толентинский» и подписывает ее своим именем, и с этих пор он уже не ученик, а художник.
Юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, которая в это время была Меккой для художников, музыкантов, поэтов и философов. В это время здесь работали, соперничая друг с другом, такие «титаны Возрождения» как Леонардо да Винчи и Микеланжело. Флоренция потрясла Рафаэля обилием произведений искусства, ведь искусство в Италии носило общественный характер, а не придворный, как в других странах. Имея возможность учиться у великих мастеров , молодой художник все более вырабатывает свою манеру живописи: красота и благородство образов, их изумительные пропорции , безупречность композиции, простота и выразительность. В этот период своей жизни Рафаэль пишет несколько прекрасных мадонн, портреты и полную драматизма картину «Положение во гроб».
Слава художника растет. И опять везение: родственник Рафаэля, архитектор папы Юлия II Браманте приглашает его в Рим и поручает ему роспись залов Ватикана фресками. Надо сказать, что фреска – живопись по влажной извести, самая трудная техника письма, требующая большого мастерства (т.к. сырая штукатурка сохнет в климате Италии около 12 часов).Талант двадцатипятилетнего художника произвел на Папу такое сильное впечатление, что он поручил ему роспись Станца делла Синьятура и других парадных залов Ватикана. Так появились знаменитые работы мастера: «Диспута», «Парнас», алтарные образа, множество портретов, в том числе портрет Папы Юлия II . Пришедший на смену Юлию II папа Лев Х также благоволил к Рафаэлю, и при нем живописец продолжил работу над украшением Ватикана. После смерти Браманте в 1514 году Рафаэль со своими учениками заканчивает ватиканские лоджии, начатые архитектором. К слову сказать, Екатерина II была в восторге от росписи лоджий и приказала украсить свой дворец копиями знаменитых композиций.
Рафаэлю 32 года. Он знаменит, богат, обласкан властью, завален заказами. У него много учеников, которым он разрешает заканчивать свои картины и писать целые куски по его рисункам. Рафаэль становится настоящим универсалом: архитектор, художник, поэт (многие рисунки сопровождают сочиненные им стихи), по его эскизам делаются ковры, получившие название «рафаэлевских». И, конечно, любовь женщин, которой красавец и везунчик Рафаэль был окружен.
С главной любовью его жизни и любимой моделью, ставшей прототипом многих его мадонн, художнику очень повезло. Ею стала Форнарина – дочь булочника, по свидетельству современников, умная и очаровательная женщина. Вазари писал о ней: «Кожа смуглая и загорелая, очаровательный ротик, жар мысли и выражения, кроткий и одушевленный взор, пленительная грудь, черные глаза и рыжие огненные волосы при сильном южном румянце. Нельзя видеть эту женщину и не плакать от любви!». Такова была Прекрасная Дама Рафаэля, портрет которой он написал с такой любовью. Помимо этого портрета, он написал еще порядка двадцати пяти, они отличаются необыкновенной одухотворенностью, богатством колористики и потрясающей выразительностью. Всего за свою жизнь Рафаэль написал около полутора тысяч произведений, что даже учитывая помощь учеников, очень много.
Но мы остановимся на одной из ранних его работ, которая называется «Сон рыцаря», и была написана в 1504 году. Сюжет ее взят из поэмы латинского поэта Силия Италика о второй Пунической войне, повествующей о сне Сципиона, в котором ему являются две женщины, Добродетель и Наслаждение. Они соперницы, обещающие воину, с одной стороны – победу в войне, славу и почет, но путь к ним труден и тернист, а с другой стороны, Наслаждение сулит ему легкую жизнь, чувственные удовольствия и беззаботность. Добродетель – некрасива и сурова, а Наслаждение – женственна и изящна.
Рафаэль переделывает сюжет античной поэмы в соответствии с господствующим в это время философским течением – Гуманизмом, который в отличие от средневековых идей теоцентризма (Бога в центре мироздания), провозглашает антропоцентризм и ставит Человека в центр Вселенной. Человек – Венец природы, личность стремящаяся к Гармонии, которая, по определению философов, есть «разногласие согласия», единство и равновесие многих составляющих.
Даже в ранней работе Рафаэля мы видим пример его идеальной композиции. Лавр, символ благородства, находящийся в центре, делит картину на две половины. Под ним, в центре, уснувший воин в рыцарских доспехах, а по обе стороны от него – две женские фигуры, как бы противопоставленные друг другу. Одна из них, некрасивая, протягивает ему книгу и меч, а другая, прекрасная и нарядная – цветок. Книга и меч, аллегория науки и воинской славы и цветок, символ любви и удовольствия. За одной каменистая горная местность, за другой – лирический пейзаж с озером. Должен ли рыцарь сделать свой выбор? В поэме античного автора – да. Но что мы видим, сравнивая картину с эскизом к ней? На эскизе женщина справа изображена в соблазнительном наряде с открытой грудью – символ чувственной любви, а на картине она в закрытом, вполне целомудренном платье. Очевидно, она воплощает образ Прекрасной Дамы, характерный для Ренессанса, образ Идеальной Любви, которую, по канонам Гуманизма, должен испытывать Рыцарь.
Итак, стремление к образованию и науке, служение своей Родине и воинская честь, любовь к Прекрасной Даме и преклонение перед красотой, вот три стороны Идеального рыцаря эпохи Возрождения!
Собственно, таким Идеальным Рыцарем и был сам Рафаэль. Красивый, сказочно одаренный, прекрасно воспитанный, чрезвычайно образованный он был тем самым гармоничным человеком, которым так восхищались гуманисты. Его любили все: женщины, простые граждане, римские папы, многочисленные ученики и даже собратья по живописному цеху, что, вообще, бывает крайне редко.
Рафаэля можно было бы назвать баловнем Судьбы, если бы Судьба не отмерила ему очень короткий век – всего 37 лет. В Страстную пятницу 1520 года умер величайший в мире художник, график, архитектор, поэт, учитель создавший школу – Рафаэль Санти по прозвищу Урбинский.
Искусствовед Ксения Левина