Известность Гойи (полное его имя – Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) в Испании началась с удачного выполнения заказа на потолочную фреску для церкви Нуестро Сеньора дель Пилар в Сарагосе. Фреска произвела такое впечатление, что последующие десять лет от подобных заказов не было отбоя. Помимо этого Гойя работал в Мадриде над картонами для королевской шпалерной мануфактуры. Картоны, созданные в этот период, пронизаны светом, радостью, национальным колоритом; выполнены яркими, светлыми красками.
Смерть короля Карла III в 1788 году ознаменовала крутой поворот в жизни Гойи: новый король Карл IV сделал его придворным художником и именно тогда в имени Гойи появилась приставка «де». Гойя становится модным и очень востребованным художником и портретистом.
Однако в 1793 году безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. В возрасте 47 лет Гойя перенес неожиданную и загадочную болезнь (полагают, что это мог быть сифилис или отравление ядом): художника постиг паралич и частичная потеря зрения; несколько месяцев он был на грани между жизнью и смертью. Последствием болезни также становится глухота.
Кроме того, обстановка в Испании в это время была тревожная: Карл IV, по сути, передал правление страной в руки фаворита своей жены, Мануэля Гадойя, который стал в 1792 году главой испанского правительства и, по сути, развалил страну.
Все это очень повлияло на Гойю и стало переломным моментом в его творчестве. Он видит и фиксирует в своих произведениях все трагическое, темное и страшное, мимо чего проходил раньше. Вечерами, которые до этого Гойя проводил в кругу друзей, он теперь оставался один и при свете свечи набрасывал свои композиции – первые замыслы «Капричос». От светлых и ярких красок мадридских картонов не осталось и следа. Позднее, глядя на эти наброски, Гойя принимает решение перенести их на металл и придать им качество тиражного издания. Так 1799 году появляется серия его знаменитых офортов «Капричос», которая поразила всех глубиной социальной сатиры и соединением гротеска с реальностью.
Офорт №43 из этой серии носит название «Сон разума рождает чудовищ», что говорит само за себя. Спящий человек, окруженный монстрами, олицетворяет загнанные в подсознание страхи и пороки, вырывающиеся на свободу, когда человеческий разум спит. В этом офорте, как и во многих других, Гойя в очередной раз возвращается к наболевшей теме – одиночество человека среди монстров и чудовищ, воплощающих силы зла. Зло в виде отвратительных сов, летучих мышей и прочей нечисти, грозит окутать спящего человека темным облаком безумия. Он беззащитен перед ним, потому что осознание себя, позволяющее контролировать негативные стороны личности, во время сна, в представлении художника, невозможно. Драматизм ситуации подчеркнут резким контрастом черного и белого, двух цветов, в которых выполнен этот офорт (хотя некоторые другие офорты Гойя раскрашивал).
Контраст, столь характерный для Гойи в этот период его творчества, отражает контрастность всей его жизни: светлая и радостная жизнь семидесятых и мрачная действительность девяностых; яркие, сияющие краски картонов и гнетущие, темные тона офортов и поздних картин; роспись храмов и убийственная сатира на церковь; жуткие старухи в роскошных кружевах.
Можно любить, или не любить Гойю, но нельзя не отдать должное справедливости надписи, сделанной им самим на одном из офортов «Капричос», что его задача: «свидетельствовать истину», что он и делал с потрясающим мастерством.
Ксения Левина
Написать комментарий автору текста