Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко) родился примерно в 1576/77 году в маленьком городке Кастельфранко близ Венеции. В детском возрасте он переехал в Венецию, где жил и работал потом всю жизнь.
Джорджоне прожил недолгую, но очень насыщенную жизнь, став одним из самых ярких представителей Венецианской живописной школы периода Высокого Возрождения. Оставил после себя несколько прекрасных картин (немного, так как прожил чуть больше 30 лет), школу живописи, много учеников (самый известный – Тициан) и массу легенд и загадок, порожденных отсутствием подробных сведений о его короткой жизни.
Его «Спящая Венера», пожалуй, самая целомудренная из обнаженных Венер. В ней нет ни царственной самоуверенности античных Венер – Афродит, ни эротичности и кокетства тициановской, ни полноты жизни и чувственности рубенсовских богинь любви. Прекрасная обнаженная девушка спит в тени скалы на фоне романтического пейзажа. Нагое тело лишено чувственности и эротичности. Все пространство картины пронизано мягким, слегка размывающим очертания, светом. Это новшество, введенное Джорджоне в живопись Итальянского Возрождения: отказ от четкого, почти графического, контура и изображения предметов при помощи легкой игры светотени и мягкого перехода полутонов. Вообще, все картины Джорджоне полны мечтательно-созерцательным настроением, и это тоже ново для Венецианской школы, пиршеством красок и открытостью эмоций прославлявшей жизнь.
Лично для меня, «Спящая Венера» – воплощение гармонии. Гармонична фигура прекрасно сложенной женщины, ее поза (потом неоднократно повторенная в мировой живописи: «Венера» Тициана, «Олимпия» Моне), расслабленное во сне, дышащее покоем лицо и тело. Этот же покой разлит и в пейзаже, с которым так созвучна фигура спящей Венеры.

Но почему Венера? И при чем здесь сон?
Дело в том, что в 1510 году эпидемия чумы внезапно оборвала жизнь Джорджоне. Картина не была закончена и не имела названия. Завершил работу своего мастера ученик и друг Джорджоне, Тициан. Его кисти принадлежат пейзаж на заднем плане и дописанная фигурка Купидона с луком и стрелами в ногах спящей.(Позднее она была смыта реставраторами, как поздняя запись). Собственно, Купидон в ногах и делал Венеру Венерой. Живопись эпохи Возрождения черпала свои сюжеты в античности, Библии и средневековых балладах, и в соответствии с идеями Гуманизма (идеология Ренессанса), превратила образ средневековой одухотворенной и бестелесной женщины в образ «Прекрасной Дамы», вне зависимости от сюжета. Если мы вспомним, картины Джорджоне «Юдифь», «Поклонение волхвов», «Спящая Венера», то мы увидим земную, прекрасную, задумчивую или же мечтательную женщину. Юдифь делает Юдифью голова Олоферна, Мадонну – младенец, Венеру – Купидон.

А спящей Венера изображена потому, что сюжет этой картины, скорей всего, был взят из римских свадебных поэм, традиционно сочинявшихся к свадьбам патрициев. История проста: Венера спит в цветущем саду среди резвящихся Амуров и Купидонов. Купидон случайно колет ее стрелой. Венера просыпается и спешит на свадьбу влюбленных. Возможно «Спящая Венера» была заказана Джорджоне какими-нибудь знатными венецианскими семействами, желавшими поженить своих отпрысков.

Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».

Giorgione-Sleeping_Venus

Ксения Левина
Написать комментарий автору текста